Согласно военной доктрине США в современной воздушно-космической операции для нанесения ядерных ударов по важнейшим объектам социалистических стран планируется использовать стратегические наступательные силы, в состав которых входят межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты, запускаемые с подводных лодок, и стратегические бомбардировщики.
Министр обороны США Макнамара охарактеризовал задачу этих сил как «гарантированное уничтожение» противника при «ограниченном ущербе» для самих США и их союзников. Это, по мнению Макнамары, означает уничтожение от одной четверти до одной трети населения вероятного противника и до двух третей его промышленности. Выражая точку зрения официальных военных кругов, министр обороны выдвинул стратегические ракеты в первый ряд основных ударных сил в ядерной войне. Вместе с тем в его заявлении по поводу военного бюджета США на 1966 г. сказано, что, несмотря на «предпочтение в финансировании производства межконтинентальных ракет типов «Минитмен» и «Полариг», пилотируемые бомбардировщики останутся в составе стратегических наступательных сил до 70-х годов».
Из всех империалистических государств пока только США имеют баллистические ракеты стратегического назначения. Остальные страны НАТО большую часть средств из своих военных бюджетов тратят на строительство и совершенствование авиации. Например, в английской «Белой книге» по вопросам обороны говорится, что «к 1972 г. бомбардировщики класса «V», несомненно, придется заменить такими самолетами, как TSR или TFX, для разработки которых в бюджете на 1966 г. уже выделены соответствующие средства».
В настоящее время стратегическая концепция командования ВВС США предусматривает создание высокоскоростных пилотируемых самолетов. При этом ссылаются на гибкость их боевого применения в условиях «ядерного и неядерного кризисов» и «ограниченной войны». Одновременно считается необходимым иметь на вооружении глобальные или стратегические разведывательные самолеты.
Таким образом, военные круги империалистических государств уделяют большое внимание развитию и совершенствованию военной авиации, отводя ей важную роль в своих агрессивных планах ведения малых войн, в подготовке всеобщей ядерной войны.
В таблице представлены основные данные некоторых находящихся на вооружении и проходящих летные испытания высотных самолетов армии США.
Рассмотрим несколько подробнее характеристики новых самолетов. На разведчике ВВС США RF-4c установлено современное разведывательное оборудование (фото, инфракрасные и радиолокационные средства), с помощью которого полученную информацию можно немедленно передавать по радио на землю, где она фиксируется на магнитной ленте в виде перфокарт или телевизионного изображения.
Таблица 4
Обозначение самолета |
Скорость макс. (км/час) |
Скорость крейсер. (км/час) |
Потолок Н практ. (км) |
Дальность Д (км) |
К-во тяга (кг) |
Вес G (т) |
FR-4c |
2560 |
- |
23 |
ок. 3700 |
- |
21-25 |
U-2 |
800 |
740 |
27,5 |
- |
- |
- |
RB-57 |
800 |
- |
30 |
- |
- |
- |
A-11 |
ок. 3500 |
ок. 3000 |
25-30 |
ок. 5000 |
2/15400 |
60 |
B-70 |
>3200 |
ок. 2100 |
ок. 25 |
> 12 000 |
6/13 600 |
250 |
Такое оборудование самолета, по мнению американцев, создает благоприятные условия для автономных действий, позволяет выбирать направление и тактические приемы (выхода на цель в зависимости от воздушной обстановки и противодействия средств ПВО, маневрировать по маршруту, не снижая точности выхода на объекты. Дальность полета FR-4с на практическом потолке равна примерно 3000 км.
В 1961 г. в США был создан новый высотный самолет-разведчик А-11. На его базе построены .и в настоящее время проходит испытания перехватчик YF-12А, который в иностранной литературе называют многоцелевым ударным самолетом, и F-111, а также стратегический разведчик SR-71. Продолжаются летные испытания опытных образцов стратегического бомбардировщика XB-70.
Из всех самолетов, принятых на вооружение капиталистическими государствами, самолеты типа А-11, построенные из титана, обладают наиболее высокими летно-тактическими характеристиками. Напомним некоторые из них.
В зарубежной печати сообщалось, что в начале полета при весе 40–45 т практический потолок А-11 составляет 24 км, а по мере расхода топлива к концу полета достигает 28 км.
Сообщалось, что крейсерская скорость А-11 при выходе на цель с бомбовой нагрузкой может быть равна 2500–3000 км/час. Причем энергетические возможности самолета позволяют якобы кратковременно увеличить скорость до 3500 км/час с последующим набором динамических высот до 30 км, что, по мнению американских специалистов, должно обеспечить отрыв от истребителей-перехватчиков и преодоление противодействия зенитных ракетных комплексов. Располагая остатком топлива 20% и имея начальную скорость 3500 км/час, А-11 может пролететь на высоте 30 км до 2000 км.
У построенного на базе А-11 стратегического разведчика SR-71 в основном такие же летно-тактические характеристики, хотя несколько усовершенствована аэродинамическая форма и поставлены дополнительные топливные баки. Полетный вес доведен до 77 т. Самолет оборудован современной астроинерциальной системой навигации, а в подвесной гондоле установлены технические средства разведки, регистрации и передачи полученных данных. Как сообщается в печати, инфракрасные и оптические приборы разведки позволяют захватывать полосу шириной 80–100 км. За час SR-71 в состоянии якобы разведать территорию площадью до 250 000 км2. Экипаж состоит из летчика и инженера разведывательного оборудования.
Президент США Джонсон охарактеризовал SR-71 как «основную новую стратегическую систему», которая предоставит командованию «выдающиеся возможности с точки зрения дальней разведки».
Однако, по сообщениям зарубежной прессы, количество самолетов типа А-11 пока невелико, его перспективные модификации находятся в стадии доработки и испытаний. К тому же эти самолеты крайне дороги и неэкономичны. Так SR-71 за час полета расходует до 30 тыс. литров специального дорогостоящего топлива.
За SR-71 должна последовать серия разведывательных самолетов-носителей ядерного оружия, способных не только вести разведку, но и немедленно наносить удары по разведанным целям. YF-12А опытный истребитель, разработанный специально для перехвата воздушных целей на больших высотах. Сейчас он получил наименование F-12В и командование ВВС США настойчиво, но пока безрезультатно добивается финансирования его серийного производства. Министерство обороны США, по-видимому, больше привлекает истребитель F-111, который, хотя и имеет меньшую скорость (М=2,5), но рассчитан на перехват низколетящих целей и может быть вооружен новой управляемой ракетой «Феникс» класса «воздух воздух», превосходящей по своим тактико-техническим данным ракету «Фолкон».
В настоящее время ведутся летные испытания опытных образцов F-111. Этот самолет с изменяемой в полете геометрией крыла предполагается использовать преимущественно как ударный. Причем разрабатываются две модификации: F-111А, предназначенный для действий по наземным целям, и F-111В истребитель-перехватчик ПВО (для авиации ВМС). Он оборудован инерциальной навигационной системой, мощной радиолокационной станцией, работающей в режимах навигации, бомбометания и слежения за рельефом местности. Может нести обычные и ядерные средства поражения на высотах до 25 км при скорости полета, соответствующей М = 2,5. Однако и при доводке этого самолета специалисты столкнулись с серьезными трудностями, связанными с обеспечением нормальной работы воздухозаборников и дожиганием топлива.
В разработке перспективных образцов все более проявляется общая тенденция создание многоцелевых самолетов. Это, по мнению американских специалистов, может быть достигнуто соответствующей компоновкой легкосъемного оборудования, размещаемого в подвесных контейнерах. Одним из таких самолетов должен стать В-111, построенный на базе F-111. Его появление ожидается лишь в начале 70-х гг.
Командование ВВС США выдвигает новую концепцию создания перспективного многоцелевого пилотируемого стратегического самолета АМ5А, который должен воплотить в себе характеристики F-111, ХВ-70 и YF-12А и стать составной частью перспективной системы точного поражения
АМРSS. По мнению печати США, самолет АМSА не должен конкурировать со стратегическими ракетами, а лишь дополнять их тем, что будет поражать точечные цели, по которым не выгодно применять межконтинентальные баллистические ракеты. Несмотря на то что по этому проекту не утверждены тактико-технические данные, в американской печати появились сообщения, что вооружен самолет, по-видимому, будет управляемым оружием, включая засекреченную ракету DSM, и поступит на вооружение к 1972 г.
Командование ВВС Англии также проявляет интерес к разработке в ближайшее десятилетие новой пилотируемой системы. Неофициально ведутся переговоры о создании воздушно-космического самолета, способного выходить на орбиту и маневрировать в атмосфере.
С целью успешного преодоления все возрастающей мощи средств ПВО в Соединенных Штатах Америки, в Англии и Федеративной Республике Германии на базе существующей и перспективной авиационной техники ведутся поиски новых тактических приемов.
Американское военное командование, например, полагает ведение боевых действий на высотах 150–15000 м нецелесообразным, так как, по его мнению, в этом диапазоне наиболее эффективны все средства ПВО.
Считается, что на высотах более 15 км эффективность существующих на Западе зенитных ракет ухудшается, а на высотах ниже 150 м затрудняется обнаружение целей наземными РЛС и захват их станциями наведения ракетных комплексов, особенно при полетах на сверхзвуковых скоростях, а также значительно снижаются боевые возможности истребительной авиации ПВО. Поэтому уделяется большое внимание тренировке экипажей всех видов и родов авиации в полетах на предельно малых высотах. В то же время указывается на то, что боевые действия на малых высотах сокращают тактический радиус и продолжительность полета, затрудняют ведение разведки и поиск цели, а также выдвигают целый ряд сложных технических задач.
Вот почему наряду с низковысотными сверхзвуковыми самолетами на вооружение империалистических государств поступают высотные ударные самолеты и разведчики. Разрабатывается тактика их действий, которая предусматривает одновременное проникновение одиночных самолетов вблизи практического потолка в воздушное пространство противника на фронте шириной в тысячи километров. Самолеты должны действовать в основном с первым эшелоном авиации, вслед за ударом межконтинентальных баллистических ракет.
В зарубежной печати указывалось, что тактика действий самолетов более поздней перспективы будет несколько отличаться от существующей. Так, типовой профиль полета к цели самолета АМSА, по мнению американского командования, мог бы включать следующие основные этапы: межконтинентальный перелет на большой высоте с числом М=2, снижение при приближении к цели и выход на нее на высоте 60–90 м со скоростью полета, соответствующей М=1,3. После выполнения задания и ухода от цели набор большой высоты, полет с М=3 и возвращение еа базу на крейсерском режиме. При решении преимущественно разведывательных задач полет в зонах ПВО и над целью должен происходить на скорости, близкой к максимальной, и на высоте более 24 км.
Наконец нельзя не отметшь интенсивную разработку в ведущих странах НАТО летательных аппаратов с укороченными или с вертикальными взлетом и посадкой, предназначенных для военных целей. Наряду с США и Англией в исследовательских работах принимают участие и западногерманские фирмы. Помимо создания вертолетов с большой скоростью полета, таких, как ААFSS (перспективная система непосредственной авиационной поддержки), командование ВВС США заинтересовано в получении сверхзвукового истребителя с вертикальными взлетом и посадкой. Однако, как сообщалось в печати США, такие аппараты имеют пока существенные недостатки, например расходуют слишком много топлива в режиме висения. Поэтому испытания опытных образцов намечено провести лишь в 1970 г. Разработанные же дозвуковые вертикально взлетающие самолеты предполагается использовать в качестве транспортных средств в «малых» войнах, в частности в позор ной войне против патриотов Южного Вьетнама.
Таким образом, в развитии авиации империалистических государств видна тенденция к созданию универсального самолета, способного вести боевые действия как на предельно малых, так и претельно больших высотах, а также аппаратов с укороченными или вертикальными взлетом и посадкой. За счет съемного вооружения и оборудования эти самолеты должны иметь многоцелевое назначение. Под влиянием таких взглядов все больше стирается различие между тактическими и стратегическими бомбардировщиками и разведчиками. Не случайно самолеты тактических ВВС, имеющие обозначение истребителя (RF-4с, F-111), теперь часто называют ударными самолетами наряду с перехватчиком YF-12А (F-12В) и разведчиком SR-71.
Все это свидетельствует о том, что в планируемой новой мировой войне империалистическая военщина по-прежнему важную роль отводит стратегической и тактической авиации.