На подступах к Москве


П. ДУБРОВ.


Петр Саввич Дубров в годы Великой Отечественной войны был штурманом. В одном из боевых вылетов он получил тяжелое ранение и стал инвалидом. После демобилизации Дубров закончил юридический вуз и ныне работает народным судьей в городе Витебске.

О боевых делах однополчан, о мужестве и мастерстве экипажа, которым командовал Герой Советского Союза И. Полевой, П. Дубров написал документальный очерк.

Мы предлагаем вниманию читателей отрывок из этой рукописи.


Осень 1941 года. Трудное это было время. Враг рвался к столице. Наш бомбардировочный полк из-под Орла перебазировался на один из подмосковных аэродромов. Несмотря на отвратительную погоду, летать приходилось часто. Бомбили переправы, железнодорожные узлы, скопления живой силы и техники противника.

Именно в этот период наша страна узнала о выдающемся подвиге двадцати восьми панфиловцев. [9] Пламенные слова комиссара Клочкова: «Велика Россия, но отступать некуда! Позади Москва» — стали девизом и летчиков. Мы хорошо понимали, что только беззаветная преданность Родине, мастерское владение техникой в любых условиях погоды помогут нам выстоять.

Чаще всего в те дни мне приходилось летать с Николаем Рассадкиным. Толковый был летчик. Отлично держался в строю, смело летал на бреющем полете. Помню, под Житомиром в июле сорок первого вылетели в составе шестерки бомбить врага. Задание выполнили, но при отходе от цели на группу навалилось четырнадцать «мессеров». Рассадкин бросил машину в пикирование и стал уходить к линии фронта на высоте 10–15 м. Фашистские истребители потеряла нас.

В подобных переплетах бывать приходилась часто. Однако вылет 28 октября стал для меня роковым. После тяжелого ранения я очутился в госпитале. Началась борьба за жизнь. Связь с полком временно прекратилась. И тем приятнее было читать в одном из номеров газеты «Правда» рассказ о боевых действиях однополчан.

Потом, после лечения, когда мне удалось вернуться в полк, но уже не штурманом (врачи запретили летать), а штабным работником, я узнал подробности боевых действий однополчан в сорок первом году. Героем тех дней был Иван Степанович Полевой, заместитель командира полка. К осени его грудь украшали два боевых ордена.

Погода стояла плохая: снегопады, низкая облачность, туманы. Летать можно было только по приборам. Такую подготовку имели всего несколько экипажей, в том числе и Ивана Степановича Полевого. А враг на одном из участков Калининского фронта наращивал и наращивал силы. Об этом все время поступали сведения от нашей разведки.

6 ноября стало известно, что фашисты, чтобы отвлечь наши резервы и не дать им вступить в бой за пород Калинин, приготовились к атаке. [10] Только налет авиации мог сорвать замыслы противника. Но погода прижала летчиков к земле.

Вот тогда-то Иван Степанович м пришел к командиру полка Н. Оленеву.

— Лететь можно, — сказал он. — Звеном.

Командир ничего не ответил. Он понимал, что дать приказ — значит послать экипажи на верную гибель. Но ведь просил Полевой — лучший летчик полка.

— Вместе со мной, — продолжал Иван Степанович, — вызвались лететь Трохин м Железняков. Крепкие ребята. Разрешите?

Настойчивость Полевого победила. Оленев разрешил вылет.

Звено шло на высоте ста метров. Под крыльями — знакомая, опаленная войной земля. По дорогам со скарбом уходили на восток беженцы.

— Линия фронта, — предупредил штурман.

Иван Степанович уже видел цепи фашистов, приготовившихся для атаки. Рядом сосредоточились бронетранспортеры. [11]

Первый заход. На головы гитлеровцев посылался град осколочных бомб. Фашисты бросились врассыпную. Но их настигали меткие пулеметные очереди стрелков и штурманов. Налет был настолько внезапным, что ни зенитки, ни истребители не оказали противодействия нашим бомбардировщикам.

Такими же успешными были еще два вылета звена Полевого в этот день. Вот что писала фронтовая газета об итогах налета:


«Звено пикирующих бомбардировщиков вылетело на бомбежку. Командовал звеном дважды орденоносец капитан Полевой. Крылатая советская тройка, вылетая по нескольку раз в день, сорвала «психическую атаку» немцев на одном из участков фронта и обратила гитлеровских вояк в беспорядочное бегство. При этом было уничтожено до 450 фашистов. За отличное выполнение операции всем экипажам генерал-полковник Конев объявил благодарность».


Капитана Полевого хорошо знали на Калининском фронте. Он выполнял задания не только в глубине обороны противника, но и на самом переднем крае, в непосредственной близости от наших войск. И ме было случая, чтобы бомбы, сброшенные егс, экипажем, прошли мимо цели.

Однако один вылет был поистине выдающимся. Задачу ставил лично командующий фронтом.

Несколько дней шли напряженные уличные бои. Гитлеровцы вынуждены были отходить. Наступление развивалось успешно. И вдруг прицельный огонь фашистов прижал нашу пехоту к земле.

Командующему фронтом доложили о том, что фашистские корректировщики засели в здании элеватора.

— Ударить артиллерией, — ответил тот.

Однако шквал артиллерийского огня результатов не дал. Наступление стало захлебываться. Дорога была каждая минута..

— Выслать пикировщиков Полевого, — поступил приказ из штаба фронта.

На этот раз Иван Степанович вылетел один. Группа могла демаскировать себя еще при подходе к городу, а там барражировали истребители. Чтобы усыпить бдительность фашистов, Полевой зашел на элеватор с запада. Расчет оправдался. Иван Степанович бросил машину в пикирование.

Растет скорость. Земля летит навстречу. Надо крепко держать себя в руках, чтобы не нажать раньше времени на сбрасыватель, который был засинхронизирован с автоматом вывода самолета из пикирования. Тогда могут рухнуть все расчеты.

Пора! Палец жмет кнопку. Четыре фугасные бомбы разрушили элеватор, а бомбардировщик на минимальной высоте прошел над фашистами, поливая их пулеметным огнем. «Мессеры» так и не сумели обнаружить его.

Подвиг летчика вдохновил наземные войска. Уличные бои вспыхнули с новой силой. Наступление продолжалось.

Исключительное мужество, находчивость и решительность капитана Полевого были отмечены орденом Ленина. Получили боевые награды и остальные члены экипажа. [12]

Много замечательных вылетов совершили мои однополчане на Калининском фронте. Они внесли свой вклад и в дело подготовки разгрома фашистских полчищ под Москвой. Но то, о чем пойдет речь ниже, казалось бы, прямого отношения к боевым вылетам не имеет. Хотя... Нет, лучше все рассказать по порядку.

Осенью, когда я лежал в госпитале, в полк приехал корреспондент газеты «Правда», писатель Борис Полевой. Как рассказывали очевидцы, встреча однофамильцев была задушевной. Во всяком случае, уже на другой день капитан Полевой пришел к командиру полка с ходатайством о разрешении полета писателю за линию фронта. Следом за летчиком явился к Оленеву и Борис Полевой.

— Должен же я посмотреть настоящую работу летчиков, — сказал он убежденно.

Командир разрешил полет писателю не с однофамильцем, а в составе экипажа подполковника Зобова. Стрелок-радист Петр Горбачев потом рассказывал, как на одном из заходов Борис Полевой стрелял из пулемета по колонне фашистских автомашин. [13]

Расстались однофамильцы хорошими друзьями. В память о их короткой фронтовой встрече писатель подарил летчику свой пистолет-автомат. Иван Степанович никогда не расставался с ним на земле, а перед вылетом оставлял его технику самолета.

В конце войны майору Ивану Степановичу Полевому было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Замечательному летчику не довелось дожить до победы. Он погиб 20 августа 1944 года в районе железнодорожной станции Крулевщизна. Вместе с ним не вернулся с боевого задания и штурман майор В. Ницай. Именем Полевого названа Докшицкая средняя школа, рядом со станцией заложен школьный парк. Память о герое, чья слава засияла в боях под Москвой, жива.


Содержание

Hosted by uCoz