Воздушный заслон Москвы


Н. СБЫТОВ, генерал-лейтенант авиации

Четверть века минуло, как отгремела великая битва под Москвой. Пройдут еще годы и десятилетия, но никогда не померкнет в памяти людей этот беспримерный ратный подвиг советского народа и его вооруженных защитников, ставший предвестником грядущей Победы над гитлеровской Германией.

В сражении, развернувшемся на обширной территории дальних и ближних яодступов к столице СССР в октябре 1941 — январе 1942 гг., Советская Армия отразила наступление немецко-фашистских войск и, перейдя в контрнаступление, разгромила врага, отбросив его на запад.

Достойный вклад в победу над немецко-фашистскими захватчиками в великой битве под Москвой внесла и наша советская авиация. Воздушная обстановка, которая создалась к периоду решающих сражений на подступах к столице, была сложной. Однако она непрерывно изменялась в нашу пользу. Этому сопутствовали следующие обстоятельства. Прежде всего наряду с ВВС Западного фронта стали действовать авиагруппы Верховного Главнокомандования. Вся эта авиация вместе с истребительной, прикрывавшей Московский район, составила крупную группировку. Базирование на аэродромы, располагавшиеся в сравнительной близости от объектов удара, тоже имело свои преимущества. Единый авиационный тыл, созданный из тыловых частей ВВС МВО, давал возможность осуществлять широкий маневр авиацией. В строевые части поступали новые самолеты-истребители конструкций А. И. Микояна и А. С. Яковлева, бронированные штурмовики С. В. Ильюшина, пикирующие бомбардировщики В. М, Петлякова.

Летно-технический состав по своей инициативе устанавливал на боевые машины дополнительное оборудование, вооружал их реактивными снарядами.

Все это помогло нашим ВВС в битве под Москвой, начавшейся при превосходстве врага в самолетах, танках, артиллерии и количестве дивизий, успешно решать боевые задачи как по завоеванию господства в воздухе, так и по разгрому сухопутных войск врага.

Борьба с немецко-фашистской авиацией противника на московском направлении началась уже с первых дней войны. Фашистские разведчики прилетали сюда на высоте 5–6 тыс. метров, используя облачность и непрерывно меняя маршрут полета, они обходили зоны зенитного огня, пытались избежать встреч с истребителями. Однако наши истребители сумели перехватить и сбить несколько разведывательных самолетов в июне и в первой половине июля на ближних подступах к Москве. В частности, один разведчик был сбит недалеко от Истры.

Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство предприняли ряд важных мер по усилению прикрытия столицы от ударов с воздуха. Быстро наращивался боевой состав истребительной авиации и зенитных средств. Развивалась система воздушного наблюдения, оповещения и связи. Была введена в действие первая радиолокационная станция обнаружения самолетов противника. Строились аэродромы, командные пункты, новые линии связи. Центральный командный пункт по управлению всеми средствами прикрытия города от налетов фашистской авиации был хорошо защищен и имел самое совершенное по тому времени оборудование.

По призыву Московского городского и Московского областного комитетов
Коммунистической партии тысячи трудящихся участвовали в подготовке аэродромов, дорог, развертывании ремонтных баз для авиации, формировании автоколонн заправочных средств, строили линии связи. Наряду с проведением важных мероприятий по усилению ПВО Москвы Центральный Комитет партии и Советское правительство осуществляли непосредственное руководство защитой столицы от нападения вражеских бомбардировщиков.

Как известно, первый массированный налет на город фашистская авиация начала на исходе 21 июля 1941 г. За несколько часов до этого налета произошло очень важное событие, участником которого мне пришлось быть. В то время я командовал ВВС Московского военного округа, а с началом войны на меня была возложена и ответственность за подготовку всей истребительной авиации, прикрывавшей Московский район, в границы которого входили Москва, Тула, Ярославль и ряд других промышленных городов.

21 июля около 18 часов я получил указание прибыть в одно из зданий, где в присутствии членов Политбюро ЦК Коммунистической партии была проверена наша готовность к отражению налетов фашистской авиации. Командовавший тогда ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации П. Жигарев на огромной, разложенной на полу карте создавал обстановку, объявлял характер действий авиации противника. По этим вводным командиры авиасоединений, зенитной артиллерии и других средств ПВО принимали решения на подъем в воздух и маневр истребительной авиации, вводили, конечно, условно ее в сражение с фашистскими бомбардировщиками. Когда условного противника подводили к зоне зенитного огня, свои решения принимали артиллеристы. Проверялось взаимодействие истребителей и зенитной артиллерии в одной зоне.

На коротком разборе действия командиров и штабов по отражению налета фашистской авиации были признаны правильными. Вместе с тем было сделано и одно весьма существенное указание. И. В. Сталин обратил наше внимание на то, что врага нужно бить более крупными силами, смелее вводить в бой большее количество истребителей, создавать над врагом решающее превосходство в силах сразу же, как только он появится в зоне ПВО Москвы.

После разбора мы направились на командный пункт ПВО, обмениваясь мнениями. А буквально через 30–40 минут на карте обстановки Московской зоны ПВО загорелась сигнальная лампа и из репродуктора системы ВНОС прозвучал доклад: «Слышу гул моторов бомбардировщиков противника. Курс 90 градусов». В столице была объявлена воздушная тревога.

С этой ночи — с 21 на 22 июля 1941 г. — на московском направлении началась напряженная борьба за господство в воздухе. Немецко-фашистское командование бросило в бой отборные бомбардировочные эскадры, которые из ночи в ночь стремились прорваться к Москве и нанести удары по ее важнейшим объектам. Однако решительные действия нашей истребительной авиации, самоотверженность летчиков, проявлявших массовый героизм, и сокрушительный огонь мощной зенитной артиллерии фактически сорвали замысел воздушного наступления врага на Москву.

Особенно интенсивными были налеты фашистской авиации в октябре и ноябре, когда группировка сухопутных войск противника прорвалась на ближние подступы к столице. Так, в октябре противник совершил 31 налет на Москву, а в ноябре — 41 налет. Но на пути врага встал непреодолимый воздушный заслон. Насколько эффективны были действия истребительной авиации ВВС Западного фронта, авиагрупп и той истребительной авиации, главной задачей которой было прикрытие Москвы, а также огонь зенитных войск, видно из следующего. В ноябре в налетах на Москву участвовало в целом около 2000 фашистских бомбардировщиков, однако к районам города прорвались только 23.

В воздушных боях под Москвой навечно прославили советскую авиацию летчики-истребители В. Талалихин, А. Катрич, Б. Ковзан, К. Титенков, М. Холодов и другие, которые своими таранами вражеских самолетов продемонстрировали исключительную храбрость и мужество, безграничную преданность Советской Родине и величайшее боевое мастерство.

Почти сто сбитых в воздушных боях самолетов противника было на боевом счету 16-го истребительного авиационного полка, которым командовал подполковник Ф. Пруцков. Многие авиаторы здесь отличились в жестоких схватках с врагом. Настоящими богатырями показали себя три летчика этого полка — Иван Заболотный, Иван Голубин, Иван Шумилов, которым в 1942 г. было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Но задача по разгрому немецко-фашистской авиации и завоеванию господства в воздухе решалась не только действиями нашей истребительной авиации. По решению Верховного Главнокомандования в середине октября наша авиация дальнего действия подвергла ударам ряд аэродромов немецко-фашистской авиации в районе Витебска, Смоленска и Орла, а ВВС Западного фронта и авиагруппы начали систематически наносить удары по передовым аэродромам врага днем и ночью.

В результате напряженной борьбы с авиацией противника на московском направлении потерпел крах фашистский план разрушения столицы. В октябре — декабре было уничтожено главным образом истребительной авиацией 567 самолетов противника, не считая тех самолетов, которые были подбиты и снизились на захваченной территории.

Активные действия наших ВВС и зенитных средств ПВО Московского района привели к тому, что уже в декабре боевые действия фашистской авиации резко сократились. Общее количество вражеских бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к Москве в декабре, составило всего около 200, а в район города проникло только 9 самолетов. Завоевание господства в воздухе на важнейшем стратегическом направлении спасло жизнь тысячам трудящихся и предотвратило в столице какие-либо крупные разрушения.

Вторая важнейшая задача, которая возлагалась на наши ВВС в битве под Москвой, — борьба с резервами противника, уничтожение во взаимодействии с сухопутными войсками танковых и моторизованных его группировок, которые в то время были особенно опасны. После выхода танковых и моторизованных дивизий врага в октябре на дальние, а в ноябре — на ближние подступы к Москве на отдельных направлениях, когда передний кран обороны находился от города всего в 25–40 км, потребовалось сосредоточение всех усилий авиации на поражении танков и группировок сухопутных войск противника.

Группировки сухопутных войск, которые фашистская Германия бросила на Москву в октябре, имели в своем составе 77 дивизий, в том числе 14 танковых и 8 моторизованных. Против наших 770 танков, 364 самолетов, 9150 орудий враг выставил 1700 танков, 950 самолетов, 19 450 орудий и минометов. Войска противника, имея большое количество танковых и моторизованных соединений, быстро маневрировали, наносили удары на наименее прикрытых направлениях, невзирая на огромные потери, любой ценой стремились прорваться к Москве вдоль основных дорожных магистралей.

Авиация как высокоманевренный вид вооруженных сил оказалась одним из важнейших средств борьбы с врагом, особенно с его танковыми и моторизованными частями. Однако самолетов фронтовой авиации в ВВС тогда было мало. Кроме того, часть авиаполков находилась в подчинении командующих общевойсковыми армиями, что вело к распылению сил.

В условиях быстро менявшейся обстановки требовалось в короткий срок сосредоточивать главные усилия авиации на том направлении, на котором создавалась наибольшая угроза. Так, в начале октября самым опасным было юхновское направление, и здесь авиация нанесла по немецко-фашистским танковым и моторизованным колоннам первые удары, вместе с обороняющимися сухопутными войсками затормозила

продвижение противника на Малоярославец. Затем важнейшим направлением стало можайское, когда враг пытался кратчайшим путем прорваться к Москве. Но и тут, как известно, он был остановлен, а район Наро-Фоминска на долгое время оказался центром тяжелых оборонительных сражений.

С перемещением основного удара врага в район Волоколамска наша авиация до предела напрягала усилия, чтобы содействовать 16-й армии, которой командовал генерал-лейтенант К. Рокоссовский, и не допустить прорыва немецко-фашистских войск на истринском направлении. Вскоре решающее значение приобрело клин-солнечногорское направление. Однако и это наступление фашистов захлебнулось, разбившись о стойкость советских воинов. Наконец в северо-западном секторе Подмосковья враг предпринял последнюю попытку прорваться к Москве. Здесь он был окончательно остановлен, и отсюда начался его разгром. В первых числах декабря наши войска перешли в контрнаступление и нанесли немецко-фашистской армии первое крупное поражение, которое оказалось поворотным во всей второй мировой войне.

Чтобы широко маневрировать авиацией, сосредоточивать ее усилия для разгрома наиболее опасных группировок противника, было создано несколько авиационных групп. Их боевые действия с учетом складывающейся обстановки координировались Верховным Главнокомандованием. Первая авиационная группа, которой мне пришлось командовать под Москвой, возникла буквально по боевой тревоге.

5 октября на рассвете наша авиаразведка обнаружила прорыв крупной группировки немецко-фашистских танков и мотопехоты и быстрое их продвижение с Рославля на Юхнов. Отдаю приказ нанести по врагу бомбовый удар всеми имеющимися силами. Однако удар авиации по фашистским войскам 5 октября не состоялся. Появление танков врага в районе Юхнова было настолько неожиданным, что нанести по ним удар нам резрешили только 6 октября после неоднократных перепроверок донесений авиаразведки. В воздух были подняты авиационные полки, на-находившиеся на формировании на аэродромах ВВС Московского округа, а также экипажи Ярославской школы стрелков-бомбардиров и Егорьевской школы пилотов.

Летчики авиагруппы, состав которой неоднократно менялся, действовали с большим напряжением и совершили под Москвой около 6000 боевых вылетов.

В конце ноября было сформировано еще несколько авиационных групп. Заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы И. Петров командовал авиагруппой, которая поддерживала сухопутные войска севернее Москвы. Эта группа совершила более 4000 самолетовылетов. Южнее Москвы действовала

авиагруппа под командованием генерал лейтенанта авиации Г. Кравченко. Она поддерживала сухопутные войска, сражавшиеся против 2-й танковой армии врага, наступавшей на Москву с юга в обход Тулы. Некоторое время в боевых действиях участвовала также авиагруппа, которой руководил член Военного Совета ВВС армейский комиссар-П. Степанов. Кроме этих авиагрупп, сильные удары по врагу наносила даль-небомбардировочная авиация. В центре московского направления действовали ВВС Западного фронта, которыми вначале командовал генерал-лейтенант авиации Ф. Мичугин, а позже генерал-майор авиации С. Худяков, 6-м истребительным авнакорпусом ПВО командовал полковник И. Климов.

Особенно напряженными боевые действия нашей авиации, как уже отмечалось выше, были в ноябре месяце. Плохие погодные условия — низкая облачность, снегопады и плохая видимость — осложняли полеты до предела, но боевые действия советской авиации не прекращались ни днем, ни ночью. Наши летчики совершали, как правило, по 4–5 боевых вылетов на штурмовку и на разведку вражеских войск.

Немецко-фашистская армия главные усилия сосредоточила в северо-западном секторе Подмосковья. И вот здесь наша авиация оказала максимальную поддержку своим сухопутным войскам. Противник подвергался непрерывному воздействию с воздуха. Удары наносились смешанными группами штурмовиков и истребителей по 15–20–30 самолетов. Уничтожались танки, бронемашины, пехота.

Враг вынужден был приостанавливать наступление и расчищать дороги от подбитых танков, горевших автомашин и трупов. Но через 2–3 часа, как только движение врага могло восстановиться, прилетала новая группа краснозвездных самолетов, и картина повторялась. И так круглые сутки.

Ярким примером героических боевых действий являются события 27 ноября, когда наша авиация обрушила свои удары по выдвигавшимся резервам немецко-фашистских войск из района Солнечногорска на шоссе, ведущее к столице. В тот день объектом «номер один» стал небольшой участок шоссе длиной в 40 км, по которому непрерывным потоком двигались войска и танки противника. Сюда было совершено 1525 самолето-вылетов. При этом было сброшено около 6000 бомб, выпущено более 1500 реактивных и около 6000 пушечных снарядов. Летчики сделали по врагу из крупнокалиберных пулеметов около 50 тыс. выстрелов, а из пулеметов нормального калибра — более 145 тыс. В результате мощных ударов нашей авиации было подбито 100 танков и сожжено более 600 автомашин, на поле боя остались тысячи трупов солдат и офицеров. Пленные фашисты называли этот участок шоссе «дорогой смерти».

Особенно отличились в этих боях штурмовики, которыми командовал подполковник А. Витрук, а также истребители майора Писанко. Оба этих авиационных полка за боевые действия по разгрому немецко-фашистских войск в битве под Москвой были удостоены гвардейского звания.

Советские воины проявляли массовый героизм на земле и в воздухе. Вот несколько примеров. Летчик 65-го штурмового авиационного полка комсомолец лейтенант Кузьма Петрович Коробейников сначала воевал под Ленинградом, а затем в самые тяжелые дни — под Москвой. За 48 боевых вылетов на штурмовку фашистских войск подбил 17 танков, уничтожил 50 автомашин, сжег 3 цистерны с горючим. В январе 1942 года при нанесении удара по врагу в районе Дорохово отважный летчик пал в бою смертью героя. Подполковник Карпенко Георгий Павлович, член партии, инспектор по технике пилотирования ВВС Московского военного округа, чтобы нанести больший урон неприятелю, оборудовал самолет ПЕ-2 реактивными установками М-13 (калибр 132 мм), т. е. такими снарядами, которые применяли дивизионы «катюш». Имея в люках бомбы, а на крыльях бомбардировщика по четыре реактивных снаряда §ольшой мощности, тов. Карпенко смело шел в атаку на колонны войск противника, на штурмовку его аэродромов. Удар такого снаряда по танку приводил его в полную негодность — взрывом сбивало башню. За 48 боевых вылетов подполковник Карпенко уничтожил на аэродромах 18 самолетов, подбил 20 танков, уничтожил большое количество автомашин и солдат противника. 28 октября он был награжден орденом Ленина.

Командир эскадрильи 120-го истребительного авиаполка старший лейтенант М. Кулак, летчики лейтенанты Л. Федоров, П. Дядик совершили по 75–90 вылетов на штурмовку войск противника. На истребителях И-153 они наносили удары по врагу реактивными снарядами, бомбами, пулеметным огнем. Мужественные воины боролись, не щадя жизни, и погибли в боях под Москвой.

В декабре 1941 года наша авиация, продолжая действовать с большим напряжением, наносила массированные удары по отходившим частям противника на правом фланге по Ленинградскому шоссе от Крюково на Клин и по дорогам, идущим на запад в направлении Теряева Слобода и Волоколамск. Дальнебомбардировочная авиация, наносившая свои удары по железнодорожным узлам и дорогам, одновременно днем бомбила отходившие части фашистов.

Только за один месяц, с 22 ноября по 22 декабря, в сражении под Москвой советская авиация произвела около 12 тыс. самолето-вылетов, уничтожила и вывела из строя около 600 танков, более 5000 автомашин и большое количество пехоты. В период оборонительного сражения и в ходе контрнаступления Красной Армии под Москвой наши Во-енно-Воздушные Силы подбили и уничтожили половину всех фашистских танков, рвавшихся к столице.

Героической страницей войдет в летопись истории великая битва под Москвой. Неприступной крепостью на пути врага стала столица Страны Советов. На полях Подмосковья был развеян в прах миф о непобедимости гитлеровской армии, здесь захлебнулось ее генеральное наступление, разбившись о величайшую стойкость и мужество наших воинов, всего советского народа, непоколебимо верившего в правоту нашего дела. В день 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне Москве за выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость трудящихся было присвоено почетное звание города-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В этот героический подвиг нашей славной столицы достойный вклад внесли и Советские Военно-Воздушные Силы.

Подписи к фотографиям:
Ноябрь 1941 г. Командир 65-го штурмового авиаполка подполковник А. Витрук, впоследствии Герой Советского Союза, беседует с комиссаром полка В. Кондюховым (слева) перед боевым вылетом.
Только что закончен воздушный бой. Герой Советского Союза старший лейтенант И. Шумилов (справа) докладывает командиру 16-го истребительного авиационного полка подполковнику Ф. Прудкову о выполнении задания. Фото военных лет.


Содержание

Hosted by uCoz