Иностранная авиационная и космическая информация
Обронили боевую бомбу. В мае этого года английский бомбардировщик «Канберра» в учебном полете над территорией Голландии на окраине города Хорста (на границе с ФРГ) обронил боевую бомбу.
На глазах нескольких тысяч зрителей, собравшихся на улицах городка, бомба упала в непосредственной близости от одного из крестьянских дворов и взорвалась. Лишь по счастливой случайности жертв не было.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Англо-французский консорциум «Конкорд», несмотря на значительные разногласия между его участниками, продолжает разработку сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд». По планам консорциума полет первого экспериментального образца намечается на начало 1968 года. Консорциум планирует продажу на международном рынке около 130 самолетов «Конкорд» по цене 16 млн. долларов за каждую машину. Скорость полета лайнера составят около 2200 км/час. Из-за конкуренции с американскими фирмами «Локхид» и «Боинг», стремящимися создать более скоростные и вместительные пассажирские самолеты, консорциуму приходится в процессе разработки увеличивать размеры и вместимость машины. Увеличение крыла и удлинение фюзеляжа самолета по отношению к первоначальным проектным привело к увеличению количества пассажирских мест со 100 до 130. Рассматривается вариант, рассчитанный на 136 пасажиров.
Перебазирование авиабаз НАТО. В течение 18 лет Франция находилась в агрессивном блоке НАТО. За эти годы на территории Центрально-Европейского театра военных действий странами НАТО израсходовано 2680 миллионов долларов на создание сети аэродромов, военно-морских баз, портовых сооружений, позиций для ракет, линий связи, трубопроводов, различных складов, командных пунктов и др.
На территории Франции находится около 35 тысяч американских военнослужащих и до 189 различных военных объектов. Особую ценность для ВВС США представляют аэродромы.
До сих пор ВВС США использовали на территории Франции в основном около семи крупных авиационных баз и около четырех запасных аэродромов. Теперь они вынуждены задумываться о перенесений этих баз на территории других стран, например Испании, о чем уже ведутся переговоры.
Расисты создают собственные ВВС. Южно-Африканская Республика принимает меры к усилению своих ВВС за счет поставок авиационной техники и вооружения концернами стран НАТО. Кроме того, с помощью авиационных фирм она развертывает собственные авиационные заводы.
На вооружение ВВС поступают самолеты-штурмовики «Макки-326», которые, по сообщениям зарубежной прессы, можно использовать для нанесения эффективных ударов по скоплениям повстанцев, к которым расисты ЮАР относят всех, кто борется против расовой дискриминации. До конца 1966 г. ВВС ЮАР получат 250 самолетов этого типа.
Судьба ракеты «Европа-1». Организация «Элдо» по созданию ракет-носителей для запуска европейских искусственных спутников Земли, и в частности спутников связи была создана в 1962 г. В нее вошли Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия и Австралия, объединившие свои усилия и средства для создания ракеты-носителя «Европа-1». Первые испытания этой ракеты состоялись в конце мая этого года на полигоне Вумера в Австралии, Испытывалась первая ступень (английская ракета «Блю Стрик»), нагруженная макетами второй и третьей ступеней. И вот, когда, казалось, до завершения работ осталось совсем недалеко, а в перспективе планировались ее еще более мощные модификации, организацию постиг крах. Великобритания заявила о своем намерении выйти из организации.
Дело в том, что по первоначальным расчетам стоимость трехступенчатой ракеты-носителя должна была составить от 30 до 90 млн. фунтов стерлингов. Однако оценки сегодняшнего дня показывают, что ее создание обойдется от 70 до 150 млн. фунтов стерлингов. Рассмотрев внимательно возможности и стоимость ракеты-носителя и не выдержав финансовой нагрузки, англичане пришли к выводу о нецелесообразности дальнейшего участия в организации «Элдо».
Естественно, с выходом Великобритании из организации ракета-носитель «Европа-1» лишится своей первой ступени, а две остальные французская вторая ступень и третья, строящаяся в ФРГ, повисают на старте в воздухе и, по-видимому, долго не смогут увидеть орбитальных высот.
Новая база зенитных ракет в Японии. В конце 1965 г. из США в Японию была поставлена большая партия зенитных ракет «Найк-Аякс» с наземной аппаратурой и средствами их запуска и наведения. Для их пуска создана база в северной части острова Кюсю.
Двухступенчатая ракета «Найк-Аякс» предназначается для поражения одиночных воздушных целей, летящих с дозвуковыми скоростями на высотах от 1500 м до 19 км. Максимальная наклонная дальность стрельбы 40 км. Длина ракеты 10,3 м, стартовый вес 1,1 т, диаметр корпуса второй ступени 0,3 м, размах крыла 1,2 м.
Основная тактическая единица дивизион, состоящий из 4-х батарей: каждая из них включает 60 ракет. Ракетами «Найк-Аякс» американского производства оснащены армии Франции, ФРГ, Италии, Турции и Японии.
Зенитные ракеты «Хок» в Испании. Зенитные ракеты «Хок» американского производства в 1966 г. начали поступать в Испанию в соответствии с соглашением о взаимной военной помощи с США. На одном из парадов была продемонстрирована батарея таких ракет. Ракеты «Хок» предназначаются для поражения сверхзвуковых воздушных целей в диапазоне высот от 30 м до 15 км. Стартовый вес ракеты 587 кг, длина 5 м, размах стреловидного крестообразного крыла 1,2 м. Наведение ракеты на цель осуществляется полуактивной радиолокационной системой самонаведения при облучении цели наземной радиолокационной станцией. Максимальная наклонная дальность стрельбы 35 км. Ракеты в США состоят на вооружении дивизионов, в каждом 24 пусковые установки, в батарее 6 установок, на установке по три ракеты. Полевые дивизионы имеют подвижные пусковые установки.