Авиация спасает железную дорогу


Генерал-майор авиации в отставке А. ПРОНИН, бывший начальник штаба 1-й воздушной армии.


Много написано воспоминаний о боевых действиях наземных войск, об операциях фронтов и армий в годы Великой Отечественной войны. Но в этих многочисленных трудах, к сожалению, мало еще рассказывается о действиях штурмовой авиации. А ведь наземные войска плечом к плечу со штурмовой авиацией оборонялись и наступали. Нет и оценки боевых действий штурмовиков, значения их ударов для успеха той или иной армейской или фронтовой операции.

Просматривая фронтовые заметки и фотографии военных лет, я наткнулся на альбом фотоснимков, которые относятся к боевым действиям 1-й воздушной армии в наступательной операции войск 3-го Белорусского фронта в июньские дни 1944 г. Среди них привлекли внимание результаты боевых вылетов штурмовиков на уничтожение железнодорожных эшелонов на перегоне Орша — Толочин. [82]

Эти фотографии напомнили о событии, которое произошло в самом начале операции фронта и имело огромное значение для успешного наступления войск фронта на большую глубину без оперативной паузы. При подготовке наступления в штабе воздушной армии можно было видеть представителей различных родов войск фронта, согласовывавших свои действия с ударами авиации. Частым гостем был и начальник военных сообщений фронта генерал Добряков. Он настаивал на включении в план боевых действий воздушной армии и задачу уничтожения путеразрушителей противника.

— Фронт базируется только на одну железную дорогу Орша — Борисов — Минск, — говорил он. — Ее разрушение врагом затруднит своевременное материально — техническое снабжение войск и снизит темпы их наступления. Особенно будут испытывать недостаток в горючем бронетанковые войска и авиация.

Действительно, мы хорошо знали, что после применения путеразрушителей легче
построить новую, чем восстановить сильно поврежденную железную дорогу. Но одно — настаивать на включении в план боевых действий авиации подобной задачи, другое — иметь уверенность в возможности успешно ее решить.

По донесениям, поступившим от разведки и партизан на железнодорожном узле Орша находилось несколько путеразрушителей. Определить их местонахождение силами воздушной разведки среди большого количества вагонов было равносильно поиску иголки в стоге сена. Дело в том, что конфигурация путеразрушителя при наблюдении с воздуха почти ничем не отличалась от обычного вагона.

Тогда возникла мысль массированными действиями бомбардировочной авиации уничтожить весь железнодорожный узел. Однако это предложение сразу же было отвергнуто Начальником военных сообщений. Решили вести непрерывное наблюдение за работой оршанского железнодорожного узла и железной дороги Орша — Борисов — Минск с воздуха. Это давало возможность установить начало применения фашистами путеразрушителей. Одновременно с уничтожением обнаруженных путеразрушителей предусматривались планом и действия по железнодорожным эшелонам на перегонах Орша — Толочин — Борисов с целью срыва эвакуационных перевозок.

23 июня 1944 г. войска 3-го Белорусского фронта при мощной поддержке авиации и артиллерии прорвали сильно укрепленную и глубокоэшелонированную оборону гитлеровцев.

До рассвета 25 июня эвакуационные железнодорожные перевозки воздушной разведкой не были обнаружены. Но железнодорожный узел Орша к тому времени был забит эшелонами. Очевидно, фашисты настолько были уверены в надежности своей обороны, что особенно и не спешили с вывозом награбленных ценностей.

На рассвете 25 июня радиостанция штаба 1-й воздушной армии приняла донесение с борта самолета-разведчика: «На железнодорожном участке Орша — Толочин сплошной поток эшелонов. Головные эшелоны подходят к станции Толочин. На оршанском железнодорожном узле скопление эшелонов с паровозами под парами».

Более благоприятных условий для решения сложной задачи — сохранения железной дороги — трудно было себе представить. Нельзя было терять ни минуты.

В резерве воздушной армии в это время находилась часть сил 1-ой Гвардейской штурмовой авиационной дивизии. Ей-то и была поставлена задача — нанести несколько бомбардировочно-штурмовых ударов по головным эшелонам гитлеровцев, остановить движение на участке Орша — Толочин, чтобы сохранить железную дорогу, подвижный состав и награбленные фашистами ценности.

Через 10–15 минут после того как был отдан приказ, от командира дивизии полковника С. Пруткова поступило донесение о вылете эскадрильи штурмовиков для решения задачи. В такой оперативности была большая заслуга начальника штаба дивизии полковника И. Березового.

Первый же вылет увенчался успехом. Прямым попаданием бомбы был разбит паровоз головного эшелона, а сам эшелон целиком сгорел. Движение остановилось. Задача благодаря мастерству летчиков оказалась решенной малыми силами и с большим эффектом.

В дальнейшем успех первого удара гвардейцев был поддержан вылетами небольших групп штурмовиков, которые препятствовали восстановлению фашистами движения до тех пор, пока в результате глубокого обходного маневра к станции Толочин не вышли части нашей 5-й танковой армии.

Отличная работа штурмовиков помогла войскам фронта захватить только на участке железной дороги Орша — Толочин свыше 25 эшелонов с большими материальными ценностями, более 15 совершенно исправных паровозов. Не нашли применения и путеразрушители, запертые на оршанском железнодорожном узле. 3-й Белорусский фронт получил готовую к экспулатации железную дорогу с большой пропускной способностью.

Оперативное значение боевых действий штурмовиков было по достоинству оценено командованием. Все летчики получили боевые награды, а начальник военных сообщений фронта попросил прислать ему список участников опасения железной дороги от разрушения для представления их к награждению знаком «Почетный железнодорожник». Однако награждение почему-то не состоялось.

В ходе стремительной наступательной операции, фронта и других событий заключительного этапа войны этот эпизод из боевой деятельности штурмовой авиации не привлек внимания печати. Нигде не нашли отражения и имена участников этого полета. Может быть читатели журнала помогут восстановить забытые страницы из летописи войны.

Подписи к фотографиям:
Паровоз головного эшелона, выведенный из строя прямым попаданием бомбы.


Содержание

Hosted by uCoz