МУСАТОВ... Кто он такой? Что за подвиг совершил, о котором теперь, четверть века спустя, поют молодые авиаторы?
...Это произошло 29 ноября 1941 года, в пору тяжелых боев под Москвой. Три ЛАГГ-3 во главе с командиром звена Василием Евстифеевым вылетели с одного из подмосковных аэродромов на штурмовку железнодоржной станции
Птань. Там, по данным разведки, скопилось большое количество живой силы и техники противника.
Летчики скрытно приблизились к цели и устремились в атаку. Вспыхнули стоявшие на путях цистерны с бензином, начали рваться бомбы, боеприпасы; обезумевшие от страха гитлеровцы заметались по улицам. Фашистские зенитчики открыли стрельбу, когда истребители, сделав последний заход, взяли курс на восток. Черные облачка разрывов повисли в воздухе.
Машину ведущего резко встряхнуло. Евстифеев едва не ударился о приборную доску и сразу же почувствовал: самолет почти не слушается рулей. На лобовое стекло, на фонарь откуда-то полетели брызги масла. В кабине запахло дымом. «Пожар!» пронеслось в голове летчика.
Евстифеев с трудом управлял раненой машиной, которая кренилась, теряла высоту. Взгляд невольно упал на карту в целлулоидном планшете. Под крылом земля, захваченная гитлеровцами. Тыл врага. [13]
До линии фронта десятки километров. Летчик тянул горящий истребитель к опушке небольшого леса, расположенного в полукилометре от шоссе. Подминая мелкий кустарник, ЛАГГ-3 коснулся земли. Затем сразу стало непривычно тихо; ни шума работавшего с перебоями мотора, ни свиста ветра, который сопровождал вынужденную посадку, ни треска ломающегося кустарника тишина.
Открыв фонарь кабины, летчик спрыгнул на землю. Размахивая автоматами, к самолету бежали гитлеровцы. «Живым не дамся! твердо решил Евстифеев, вытаскивая пистолет. Восемь патронов не так уж мало...»
Сверху донесся знакомый звенящий гул. Это ведомые продолжали кружить над местом посадки командира. Сейчас они в последний раз промчатся над ним и скроются за горизонтом. А он останется здесь, чтобы принять свой последний бой. Но что это?
Один из истребителей, спикировав, полоснул по фашистам пулеметной очередью. «Иван Калинин! по номеру машины узнал Евстифеев. Так их, Ваня, круши проклятых!» Тем временем другой ведомый лейтенант Федор Мусатов развернулся и стал снижаться. «Что он задумал? Неужели сядет?»
Да, Федор Мусатов шел на посадку. Увидев, что командир попал в беду, он сначала растерялся. Как поступить? Как помочь? Но это длилось лишь какие-то секунды. У него уже созрела дерзкая мысль: сесть рядом и забрать командира.
Главное теперь точно рассчитать посадку. Это сделать нелегко. Но недаром же Мусатов слыл в полку одним из лучших летчиков.
Коснувшись земли, ЛАГГ побежал по неровному полю. Скорость и без торможения быстро гасла. Не выключая мотора, летчик развернул машину для взлета.
Гитлеровцы были совсем недалеко. Но сверху вновь раздался гул третьего советского истребителя, и огонь его пулеметов заставил фашистов прижаться к промерзлой земле.
Евстифеев, тяжело дыша, взобрался на плоскость, втиснулся по пояс в кабину. Мусатов подал вперед сектор газа. Двигатель взревел, машина, с трудом сдвинувшись с места, побежала все быстрее и быстрее и под самым носом у обескураженных фашистов оторвалась от земли.
На аэродроме ожидали возвращения друзей с боевого задания. Когда над горизонтом показались два истребителя вместо трех улетевших, в сердца людей закралась щемящая тревога. Кто-то из техников безошибочно определил, что нет самолета Евстифеева.
Но вот первая машина пошла на посадку. И все увидели, что на ее левой плоскости, склонившись над кабиной, стоит человек. ЛАГГ приземлился. С плоскости спрыгнул летчик в кожаном реглане. Все, кто находился на аэродроме, узнали в нем Василия Евстифеева. Вслед за ним из кабины вылез Мусатов. К нему бросился Евстифеев.
Спасибо, дружище!
Не я, а она, ответил Федор и тронул рукой крыло машины.
Геройски дрался с врагом лейтенант Мусатов. Он летал на прикрытие наших войск, сражавшихся под Ельней и Рославлем; сквозь бушующую метель водил самолеты на штурмовку вражеских колонн в районе Скопина; вступив в схватку с четырьмя фашистскими стервятниками над Русским Бродом, вышел победителем. «Летать, как Мусатов!» говорили в полку. А это означало: летать смело, в любых условиях, быстро и безошибочно отыскивать цели и метко поражать их.
Вскоре Федор Фролович был назначен командиром эскадрильи. Затем его перевели в другую часть на должность командира полка. Он проявил себя талантливым руководителем. Боевая слава полка, которым он командовал, росла изо дня в день. Поднимаясь в огненное небо, Мусатов шел ведущим. То был суровый маршрут, отмеченный пылающими кострами вражеских самолетов на подступах к Москве и над Курской дугой, над седым Днепром, Одессой, Молдавией.
Но не суждено ему было встретить светлый праздник Победы. 11 октября 1944 года отважный летчик погиб в неравном воздушном бою. К тому времени на его-счету было 284 боевых вылета, 10 лично сбитых фашистких самолетов.
Яблоневой метелью бушуют по весне сады Молдавии. Кажется, затерялся в этой метели пограничный городок Унгены, на площади которого стоит обелиск, увенчанный алой звездой. У обелиска всегда живые цветы. Их приносят сюда люди тому, кто не пощадил себя, сражаясь за их счастье.